Верховный суд республики Удмуртия признал незаконным пятый отказ ЦИКа республики в регистрации инициативной группы, которая выступает против строительства завода по переработке опасных отходов в Камбарке и хочет провести референдум. «МБХ медиа» рассказывает, смогут ли теперь активисты провести референдум, и как преследуют его организаторов.
Регистрация инициативной группы — это один из необходимых этапов для проведения референдума. До этого центральная избирательная комиссия Удмуртии шесть раз отказывалась ее зарегистрировать. Юрист Ия Боронина в течение полугода подавала документы для регистрации: «Отказы были формальные. Из-за ошибки в указании места регистрации у одного из членов инициативной группы. После этого началось давление властей. Звонили одному из членов инициативной группы, требовали отозвать подпись, что она и сделала. Из-за этого был отказ во второй раз. В следующих отказах они начали придираться к формулировкам референдума, к паспортным данным, которые потребовали дублировать несколько раз. Они используют различные методы, чтобы чинить препятствия. Еще, например, ЦИК каждый раз задерживает выдачу постановлений на несколько дней, чтобы искусственно сократить срок на обжалование», — рассказала Боронина «МБХ медиа».
После решения суда инициаторам придется пройти еще несколько сложных этапов: «На рассмотрении дела на нашу сторону встал и прокурор, и судья. ЦИКу в своей аргументации даже не было на что ссылаться. Решение суда гласит, что ЦИК обязан повторно рассмотреть пакет документов. Далее они должны уведомить меня и суд о принятом решении. Если они не находят новых выдуманных предлогов для отклонения документов, то документы передаются в Госсовет республики. Госсовет в течение 20 дней должен рассмотреть вопрос, выносимый на референдум, на предмет соответствия федеральному законодательству. В течение 5 дней они должны уведомить Совет Федерации, Госдуму и ЦИК РФ. Если ЦИК обжалует решение Верховного суда, тогда это немного затянется», — рассказала Боронина.
Боронина воспринимает решение суда как награду за полугодовые труды и муки, но проведение референдума может сорваться еще на двух этапах — на голосовании в Госсовете и при сборе подписей. «Далее мы будем собирать подписные листы в поддержку референдума — это большая проблема, если вспомнить последние выборы в Мосгордуму, как там браковали подписные листы. Поэтому очень сложно говорить о дате проведения референдума», — сказала она.
Этот референдум может стать важным прецедентом, так как раньше значимых референдумов по экологической теме не проводилось, говорит юрист: «У нас действительно за последние 25 лет не было общероссийских референдумов. Хотя, если смотреть судебную практику, очень многие пытаются его провести».
Боронина утверждает, что члены инициативной группы столкнулись с угрозами и визитами вооруженных людей. «После подачи первого пакета документов и отказа, на следующий день мне позвонил руководитель администрации главы республики Сергей Смирнов. Он отговаривал меня подавать следующие пакеты документов, но мы его не послушали. После этого в полпервого ночи ко мне приехали неизвестные вооруженные автоматами люди. Еще через несколько дней позвонили девочке из инициативной группы, просили отозвать свою подпись, угрожали, что пришлют к ней домой людей. К ней приехали, она испугалась, подпись отозвала. Из-за этого мы получили отказ в регистрации инициативной группы, так ее членов стало меньше положенных по закону 20. Я написала жалобы в СК, прокуратуру и МВД — местные и российские, — рассказала она. — Это сплошная нервотрепка, это очень тяжело воспринимали моя семья и близкие».
Комплекс по переработке не могут начать строить, пока не прошли публичные слушания, сказала Боронина. Они назначены на 2020 год. Также проектно-сметная документация не прошла экологическую экспертизу, по которой можно анализировать безопасность предприятия. «Сейчас некоторые активисты сообщают, что на объект уже начали что-то завозить, но это не подтвержденная информация», — сказала Боронина.
При этом запуск предприятия назначен на 2023 год. Власти Удмуртии заявляют, что на предприятии будет создано около 300 рабочих мест. Оно строится в рамках национального проекта «Экология» по программе «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности». Это самый опасный вид отходов, которые будут свозиться с промышленных предприятий со всей Удмуртии и соседних регионов.
Туда в том числе будут поступать отходы химического и нефтехимического производства, батарейки, источники бесперебойного питания, аккумуляторы, отходы электрического кабеля, люминесцентные лампы, термометры, отработанные растворы кислот, щелочей.
Заказчик проекта — госкорпорация «Росатом». «На сегодняшний момент мы рассматриваем этот проект с условием абсолютного и неукоснительного соблюдения всех экологических норм, поэтому за реализацию проекта взялась госкорпорация «Росатом»», — говорил«Коммерсанту» председатель правительства Удмуртии Ярослав Семенов.
Переработка опасных веществ — это уже что-то почти привычное для Камбарки, потому что новый комплекс создается на месте бывшего завода по уничтожению химоружия. Химическое оружие люизит на это в Камбарку завозится еще с 1941 года. Уничтожать его начали в 2006 году, закончив это к 2011 году. Пока объектом не заинтересовался «Росатом», власти безуспешно пытались найти инвестора, чтобы перепрофилировать предприятие, пишет«Коммерсант».
Другая проблемная точка для властей республики — бывший завод по уничтожению химоружия в Кизнере. Там инвестора еще не нашли. Бывших сотрудников пытаются трудоустроить.
«Росатом» собирается изучить мнение населения о комплексе по переработке отходов в Камбарке. Против проекта в республике регулярно проходят акции протеста.