О многодетной семье из деревни Химози под Гатчиной все узнали в декабре 2019 года, когда в трехэтажный коттедж по жалобе на сексуальное насилие пришли оперативники. Они обнаружили в доме целый арсенал оружия, гранаты и бронежилеты ФСБ. Подозреваемый в многолетнем сексуальном насилии над собственной дочерью 46-летний глава семейства Андрей Бовт был задержан и по делу о незаконном хранении вооружения.
В доме, полном оружия, проживали восемь детей, которые не посещали школу и детсады. У них не было документов. Как сообщила «Северо-Запад. МБХ медиа» их мать Светлана Лободюк, отец Андрей Бовт запрещал их делать. Запрет он мотивировал необходимостью вести закрытую жизнь из-за работы в ГРУ.
Нельзя сказать, что семья вела скрытный образ жизни или дети выходили из дома лишь по ночам, однако в поле зрения социальных служб они не попадали до тех пор, пока информация о скандале не оказалась в СМИ. Тогда администрация города Гатчины издала постановление об изъятии детей из семьи, а органы опеки на основе этого документа вовсе запретили их матери приближаться к детям.
Сейчас шестеро несовершеннолетних детей находятся в одном из центров в Ивангороде и очень скучают по матери. Как рассказала «Северо-Запад. МБХ медиа» Светлана Лободюк, ее старший сын, которому исполнится в апреле 18 лет, отсчитывает дни до своего совершеннолетия, чтобы скорее с ней встретиться.
Органы опеки избегают общения с прессой и отказываются от комментариев. По словам адвоката Светланы Лободюк, свои действия они объясняют тем, что “от матери может исходить угроза жизни и здоровья детей”. Например, психологическая травма. Но никаких доказательств того, что эта угроза существует, у опеки нет.
Адвокат Светланы Лободюк Инна Иванова смогла оспорить в Гатчинском городском суде действия опеки, но сразу после вынесения решения суда органы опеки отобрали телефон у дочери Лободюк. Об этом рассказал «Северо-Запад. МБХ медиа» старший сын Светланы. По словам адвоката Ивановой, средство связи органы опеки на следующий день вернули. Сейчас возможность общаться с детьми у Светланы есть, и она регулярно ею пользуется.
Также адвокат Инна Иванова оспаривает и само постановление об изъятии детей.
Как рассказала «Северо-Запад. МБХ медиа» Светлана Лободюк, она не знала, что ее дочь подвергалась насилию со стороны отца, пока она сама не рассказала. «Я думала, что она просто привязана к отцу. Ходит телевизор к нему в комнату смотреть. У нас были хорошие отношения. Я не понимаю, почему она мне раньше не призналась», — рассказала Светлана.
«У нас была ежедневная учеба»
Обнаруженные сотрудниками полиции в день задержания главы семейства разбросанные вещи в доме Светлана объясняет тем, что они планировали покинуть дом и собирали одежду. При этом, по словам Лободюк, шкафов не было, поэтому вещи хранились в мешках. «Отец Андрей Бовт обещал сделать шкафы, но так и не сделал», – рассказала Светлана.
Несмотря на то, что дети не посещали школы, они получали образование дома. Светлана сама занималась обучением детей и довольно успешно. Так, органы опеки протестировали одну из ее дочерей и определили, что она может поступить в шестой класс.
«У нас была ежедневная учеба. В наличии были учебники и ноутбук. Дети очень любят играть в компьютерные игры. Младший сын зарабатывал время для игры на ноутбуке. Так, занятие одним из школьных предметов приравнивалось к 15 минутам компьютерной игры. Если посуду помыть, то получаешь еще 10 минут игры, почистить картошку – еще 10 минут. Он показывал старшему брату список дел на листовке, которая была подписана мной, и тот разрешал ему поиграть в ноутбуке такое количество времени, которое он заработал», – рассказала Лободюк.
По ее словам, дети сами хотели получать знания.
«Я только младших подтягивала, а старшие уже сами интересовались. Дочь даже английский изучала сама. С языками, по химии и по физике помогал владелец дома Демидов. Он знает хорошо немецкий и английский», – рассказала Светлана.
Каждое воскресенье семья посещала Покровский собор в Гатчине. Многим прихожанам многодетная мать запомнилась как женщина с очень послушными детьми.
«Когда это все случилось, мы все были в шоке. Мы сначала не поверили! Мы думали, что это очень хорошая семья, а Светлана, полагали, жена священника. Малыш пятилетний читал наизусть молитву Отче наш. Нормальные дети, воспитанные, что нынче редкость. К нам ходят причащаться неблагополучные дети. Они очень отличаются от детей Светланы. Мы до этого лета даже не думали, что они в чем-то нуждаются. Одеты они хорошо. Потом уже начали прихожане помогать», – рассказала «Северо-Запад. МБХ медиа» прихожанка храма Ирина.
Однако, по словам Светланы, семья не голодала. У них было подсобное хозяйство: кролики, козы, куры и большой огород. Кроме того, еду детям привозил Андрей Бовт. Как полагает Светлана, он просил деньги на пропитание у своей матери Веры Лободюк. Также дети зарабатывали тем, что помогали копать огороды соседям.
Чтобы несовершеннолетних детей вернули матери, необходимо отменить постановление об изъятии детей. Адвокат Светланы убеждена, что документ издан незаконно и никаких оснований для изъятия детей нет. В Гатчинский городской суд подан иск к администрации Гатчины об отмене этого постановления.
«Они должны привести доказательства того, что от матери исходят угрозы для жизни и здоровья детей. Отца обвиняют в совершении особо тяжкого преступления. Оградить детей от него был смысл, но отец-то арестован. Зачем же изымать детей у матери? В декабре события развивались стремительно, ситуация была нестандартная, возможно, поэтому они издали это постановление. Скорее всего, на тот момент они подумали, что это будет хорошо. Сейчас есть возможность разобраться, документы посмотреть, поговорить с детьми. Все дети хотят в семью. Раньше говорили, что дети, как Маугли, необученные, но и это оказалось не так», – рассказала адвокат Инна Иванова.
Кроме того, у многодетной семьи есть жилье. Свою трехкомнатную квартиру им отдает двоюродная сестра многодетной матери Марина Матвеева. Старший сын Светланы, 24-летний Павел, своими руками уже сделал в ней ремонт.