Место встречи изменить нельзя, поэтому петербургская оппозиция традиционно собирается на площади Ленина, над которой идет равнодушный к политическим играм дождь. У сцены без баннера неторопливо выстраивается толпа с зонтиками и промокшими плакатами. А сотрудники полиции лениво растягиваются по периметру загона. Все происходящее кажется слишком традиционным. Разбавить унылую картину приходит Борис Вишневский. Он сообщает, митинг займет не больше часа — сегодня Лига чемпионов, в которой сыграет родной «Зенит». Организаторы протестной акции, среди которых депутат ЗакСа, объявляют под торжественные фанфары начало митинга против фальсификаций и политических репрессий.
«Распустить Городскую избирательную комиссию»
С приветственным словом на сцену выходит новоизбранный депутат МО «Финляндский округ» Светлана Уткина. Молодой политик рассказывает о краже 34 миллионов рублей в округе, а также заявлении, с которым выступили избранные депутаты муниципального совета.
«Недавно в нашем округе была проведена проверка. Результаты нас шокировали — выявлена кража 34 миллионов рублей. Наша команда намерена сделать муниципальные заседания открытыми. Только добившись эффекта прозрачности, мы сможем остановить деятельность жуликов и воров. А в нашем заявлении мы требуем распустить Городскую избирательную комиссию, ответственную за нарушения в ходе выборов и при подведении итогов голосования. Кроме того, расследовать опубликованные в СМИ сведения о подделке подписей избирателей на выборах губернатора Петербурга, а также привлечь к ответственности членов и глав избирательных комиссии за фальсификации. Но нам нужна поддержка наших избирателей. Победят в этом случае только открытое сердце и чистые мысли».
Площадь заметно оживилась. Ее заполнили уже больше 700 участников. Среди «зонтичной» толпы виднеются флаги движений «Весна», «Либертарианской партии России» и объединения «Молодежное Яблоко».
«Власть заслуживает, чтобы ее выбросили на политическую свалку»
С требованием отменить результаты выборов и освободить узников политических репрессий на сцену выходит парламентарий Борис Вишневский. Депутат ЗакСа напоминает также о вопиющих нарушениях на выборах.
«Власть, которая на проигрыш может отвечать только дубинками и арестами, должна уйти. Все репрессии, уголовные дела, аресты, заключение узников „московского дела“ должны быть немедленно прекращены. Вы помните, как в единый день голосования подделывались итоги выборов, как исчезали бюллетени, как с ними сбегали председатели с участков. „Единая Россия“ не умеет проигрывать достойно и выигрывать честно. Такая власть заслуживает, чтобы ее выбросили на политическую свалку. Наша цель проста — мы защищаем волю граждан. Мы хотим, чтобы у нас были те депутаты, которых избрали петербуржцы, а не которых им нарисовали. Мы требуем отменить итоги выборов везде, где были нарушения».
«Мы переломили хребет „Единой России“»
Участники протестной акции скандируют «Это наш город» и «Беглов пошел вон». Волну яростных кричалок останавливает незарегистрированный кандидат в МО «Смольнинское» Денис Михайлов, от которого в прямом смысле скрывалась окружная избирательная комиссия. Несмотря на сложную кампанию, экс-глава штаба Навального считает, что его команда добилась успеха.
«Привет, город трех революций! Прошли выборы. Петербург оказался, как всегда, городом, где масса фальсификаций.Такое уже было. Вспомните выборы 2014 года. Но в этом году нам удалось невозможное, мы изменили ситуацию. В МО „Смольнинское“ мы смогли избрать 16 независимых депутатов. Это огромная победа, ведь такого там не было еще никогда. Здесь мы переломили хребет „Единой России“. Власть долго не хотела пускать нас на выборы. Но люди не отступали. Это войдет в историю. Это наш город».
«Город засыпает, просыпается мафия»
Поведение представителей правящей партии вынудило заняться политикой тех, от кого она находилась на отдалении нескольких световых лет — астрономов. Бывшая сотрудница Пулковской обсерватории Динара Бикулова рассказывает о своем первом опыте наблюдателя на прошедших выборах, а также о том, почему научные сотрудники все чаще занимаются активизмом.
«Уже три года, как я принимаю активное участие в митингах, вместо активного участия в научной деятельности. Все обещания Беглова о спасении обсерватории оказались ложью. В какой-то момент я решила, что смогу улучшить жизнь там, где работаю. Я наивно полагала, что все сложности меня ждут после регистрации. Но оказалось не так. В нашем МО зарегистрировали кандидатов от „Единой России“. И я пошла на выборы, как ЧПСГ. Основная часть работы на выборах, как и в моей работе, проходит ночью. Город засыпает, просыпается мафия. И тут начинается подсчет голосов. Меня отправили в конец помещения, но чтобы увидеть с того места, мне нужен был телескоп, не иначе. Наши выборы превратились в экстремальный вид спорта. Давайте сделаем так, чтобы выборы превратились в выборы, а ученые занимались наукой».
«Снеговик первомайский никогда не станет нашим губернатором»
Митинг завершает парламентарий Максим Резник. Он напоминает горожанам об инаугурации Александра Беглова в Мариинском дворце и провозглашает начало неизбежного освобождения Петербурга.
«В Мариинском дворце соберутся те, кто будет проводить инаугурацию Беглова. А мы собрались здесь, чтобы они поняли одно — восьмое сентября — начало неизбежного освобождения Петербурга. Все, кто находится у власти, прекрасно понимают, что происходит. Беглов — губернатор опричников. Этот снеговик первомайский никогда не станет нашим губернатором. Они в своем фальсификаторном бешенстве боятся потерять власть. И сколько бы он завтра ни навешал на себя бирюлек — он не станет нашим губернатором. Наша сила в стремлении к справедливости. Это наш город — город свободных людей».
Митинг закончился. Петербуржцев домой провожает не только дождь, но и сотрудники Центра «Э», которые в суете бросаются с камерой на плакаты уходящих. Буквально через несколько минут задерживают участника протестной акции Семена Ткачука. Сотрудникам полиции не нравится надпись активиста на плакате — «Путин Пуйло». Активиста доставили в 78 отдел полиции, в миру “политический”, и спустя три часа отпустили с обязательством о явке. Плакат с затейливым для полицейских ребусом у активиста не изъяли.