Октябрьский районный суд города Белгорода 21 октября вынес решение в пользу сторонника Навального и постановил прекратить производство по делу об административном правонарушении — причина в “невменяемости” активиста.
Жителя Белгорода Андрея Рубана полицейские обвинили в нарушении правил проведения публичных мероприятий. Как уже сообщало «МБХ медиа», активисты Юрий Поляков и Андрей Рубан 17 августа вышли на очередной пикет в рамках бессрочной акции в поддержку оппозиционных кандидатов в Мосгордуму и в поддержку задержанных на митингах в столице. Ранее, 10 августа активисты вышли на одиночный сменяемый пикет в парке Победы.
После этого оппозиционеры выходили на акции еще четыре раза, том числе и на согласованный массовый пикет. Также Юрий Поляков занимался политическим просвещением белгородцев в автобусах и рассказывал им о московских протестах, однако претензии у полицейских возникли почему-то именно к пикету, проведенному 17 августа. Через три дня после акции пикетчиков вызвали в полицию и сообщили, что на них заведены дела об административных правонарушениях. Сотрудники полиции заявили, что Поляков и Рубан провели не одиночный сменяемый пикет, а массовый, не согласованный с местными властями.
Активистам предъявили протоколы об административном правонарушении по части 2 статьи 20.2 КоАП РФ «Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка» и объявили, что им грозит штраф, либо обязательные работы или арест.
Капитан полиции Максим Каменев написал в документе, что пока один активист стоял с плакатом, второй раздавал и демонстрировал прохожим листовки, а когда второй стоял с этим же плакатом, другой занимался раздачей листовок и находился рядом с пикетчиком.
Корреспондент «МБХ медиа», присутствовавший на акции, снял на видео, как участники акции приближались друг к другу, лишь когда к ним подходили полицейские с требованием показать документы. В остальное время они стояли на расстоянии. Впрочем, нельзя утверждать, что между ними было ровно 50 метров, как положено по закону, если одиночный пикет и раздачу листовок считать отдельными одиночными пикетами.
Правозащитник Евгений Соколов, которого вызвали в Октябрьский суд в качестве свидетеля, заявил, что активист с плакатом и второй активист с листовками не могут считаться участниками массового пикета. При этом активисты не обязаны замерять расстояние и чертить круг радиусом в 50 метров. По мнению правозащитника, вполне достаточно, что пикетчики не стоят плечом к плечу, что доказывает факт проведения разных одиночных акций в виде одиночного сменяемого пикеты с одним и тем же плакатом и параллельного проведения акции по раздаче листовок.
Во время акции стражи порядка шесть раз подходили к пикетчикам, проверяли документы. При этом они ни разу не указали на данное нарушение и не требовали прекратить незаконную акцию. Лишь спустя три дня у полицейских вдруг появились претензии.
Суд по факту административного правонарушения состоялся спустя примерно полтора месяца после составления полицейскими постановления о нарушении. Предварительное заседание прошло 8 октября, а первое заседание по существу – 15 октября.
Судья Вероника Зенченко была крайне недовольна доброжелательным выражением лица Андрея Рубана.
– Что вызывает у вас улыбку? Вставайте! Вы в судебном заседании!
– Я это понимаю, – ответил Рубан.
– Если вы это понимаете, и вам смешно, тогда ваш смех…
– Мне не смешно, просто настроение хорошее.
Затем Веронике Зенченко не понравилось, что истец заявил ходатайство о проведении фото и видеосъемки корреспондентом «МБХ медиа». «Зачем в деле корреспондент?!» – спросила судья. После пояснений Рубана судья заявила, что есть закон об аккредитации СМИ. Тут у Рубана зазвонил телефон, и судья сделала ему еще одно замечание по этому поводу и заявила, что корреспондент сам должен заявить ходатайство.
Далее судью возмутило, что Андрей Рубан, по ее мнению, слишком долго искал документы, которые он хотел приобщить к делу. «Вы сами воруете у себя время!» – заявила судья и объявила перерыв до 21 октября. На этом заседании судья к удивлению присутствующих вынесла решение в пользу активиста. Она заявила, что в ходе судебного разбирательства были получены сведения из белгородской областной психоневрологической больницы о том, что у Рубана есть диагноз «шизотипичное расстройство» и с 2006 года он получает лечебно-консультативную помощь. Так как вопрос о вменяемости Рубана не исследовался, судья сделала вывод, что правонарушение могло быть совершено в состоянии невменяемости и постановила прекратить производство по делу об административном правонарушении.
После судебного заседания Андрей Рубан рассказал «МБХ медиа», как ему поставили данный диагноз:
– В 2006 году у меня были проблемы в семье и на работе. Я решил подлечить нервы и обратился в больницу. Мне поставили диагноз. Но в 2017 году я прошел комиссию с участием психиатров и получил справку в поликлинике об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и затем устроился на работу охранником. Также я являюсь председателем правления регионального отделения общероссийской общественной организации «Право на оружие». Вот такой вот парадокс.
Правозащитник Евгений Соколов после судебного заседания заявил, что, по его мнению, судья искала поводы отменить постановление полиции:
— Я думаю, что судья не хотела брать на себя ответственность, понимая, что мы легко обжалуем решение Октябрьского суда в Европейском суде по правам человека. Я считаю постановление об административном правонарушении, вынесенное полицейскими, незаконным и абсурдным. Полагаю, что судья об этом догадывалась и решила не принимать участие в этом фарсе, чтобы не подставляться и не рисковать своей репутацией, – заявил юрист.