in

Чиновники требуют с белгородца 17 млн рублей за поджог поля с сорняками

Участок поля, который сжег Андрей Липато
Участок поля, на котором Андрей Липатов сжег траву. Фото: личный архив Андрея Липатова

Житель хутора Должик Белгородской области Андрей Липатов жег осенью сухую траву и мусор на своем участке и устроил пожар. Огонь уничтожил 3 га сухого сорняка, никто не пострадал. В январе этого года чиновники подсчитали ущерб от пожара и потребовали от Липатова выплатить 17 млн рублей. Во столько местный экоохотнадзор оценил потери государства и ущерб природе.

По версии чиновников, несмотря на глубокую осень, на участке могли находиться краснокнижные беспозвоночные — черви, кузнечики, стрекозы и бабочки. По словам заведующего кафедрой биологии Белгородского национального исследовательского института Андрея Присного, пожар мог унести жизни представителей редких видов, однако были ли они на сгоревших трех гектарах поля, едва ли сейчас можно выяснить.

«Золотые» черви

«Мне прислали из экоохотнадзора досудебную претензию на 17 миллионов. Я не понимаю, откуда 17 миллионов? Как при расчете учитывали возможное количество червей и кузнечиков в траве? Осенью черви уходят под землю. Тогда 9 октября было», — рассказал «МБХ медиа» Андрей Липатов. 

Андрей Липатов
Андрей Липатов. Фото: личный архив

В то же время чиновники не обращают внимания на время года и другие детали случившегося. Существует инструкция, согласно которой по специальной формуле экоохотнадзор подсчитывает потери. «Мы берем норматив стоимости почвенных беспозвоночных, умножаем его на площадь земельного участка и на указанный показатель, учитывающий инфляцию», — пояснил консультант отдела учета и анализа объектов животного мира и среды их обитания экоохотнадзора по Белгородской области.

«Сначала мне прислали из экоохотнадзора досудебную претензию с 17 миллионами. Потом приехали представители белгородской молодежной организации “Путь в будущее”. Они пообещали нанять адвоката и сообщили, что экоохотнадзор отозвал досудебную претензию и будет заново пересчитывать сумму», — рассказал Липатов.

Свою вину он не отрицает, но считает сумму штрафа несоразмерной. Липатов знал о незаконности сжигания мусора на участке, но рассчитывал, что обойдется без последствий. Когда же пожар начался, он попытался самостоятельно потушить пламя — обгорел, надышался дымом — но ветер быстро разнес пламя, и пришлось вызывать пожарных. МЧС назначило Липатову штраф в 3 тысячи рублей за то, что тот поджег траву. Эти деньги Липатов уже заплатил.

Долги, кредиты 

Выплатить 17 млн рублей семья Липатовых не сможет, рассказала «МБХ медиа» жена Андрея Татьяна Липатова. По ее словам, помимо этого, у супругов, кроме этого штрафа, есть долги по кредитам.

Жена Андрея Липатова Татьяна
Жена Андрея Липатова Татьяна. Фото: личный архив

Раньше Липатовы работали в компании «Мираторг», тогда они взяли кредиты на обустройство дома — надеялись, что, имея стабильную зарплату, смогут быстро погасить долг. В небольшом частном доме, в котором живут Липатовы, семье с двумя детьми было тесно. Взятые в кредит деньги они добавили к материнскому капиталу, чтобы потратить все это на пристройку к дому. Так вместо 30 кв. м жилья получились 120 кв. м благоустроенного дома. 

«В течение 12 лет мы держали большое хозяйство, включая коров. Потом стали работать в “Мираторге”, и времени стало не хватать. Оставили только куриц и кроликов. Муж семь лет проработал в пельменном цехе укладчиком-упаковщиком, а потом еще год мыл рефрижераторы, в которых перевозят свиней. Но ему пришлось уволиться из-за болезни», — рассказала Татьяна.

Вскоре ей тоже пришлось уволиться — некому было возить одну из дочерей в детсад. 

«До районного центра 15 км, до школы и детсада — 8 км. Сейчас на работу надо добираться примерно 13 км. На хуторе нет ничего, даже магазина. Андрей устроился грузчиком и получает 13 тысяч рублей, с его зарплаты приставы удерживают около 30% за долги по кредиту. В месяц на бензин уходит около 5 тысяч, еще 5 тысяч мы платим за газ и 2 тысячи за электричество, часто на него не хватает. Сейчас муж должен около 340 тысяч рублей, а я — еще около 350 тысяч», — рассказала Липатова.

Дом с пристройкой семьи Липатовых
Дом с пристройкой семьи Липатовых. Фото: личный архив Андрея Липатова

Она пыталась устроиться на новую работу, однако из-за пандемии ее почти сразу уволили. Сейчас Татьяна стажируется в должности продавца. Профессионального образования у супругов нет — оба закончили лишь среднюю школу.

Судебные приставы пытаются взыскать с Липатовых долги, но у семьи есть только дом и небольшое хозяйство. Возместить ущерб, предъявленный экоохотнадзором, супруги не смогут, даже если будут выплачивать сумму до конца своей жизни. Татьяна опасается, что из-за неуплаты 17 млн рублей мужа отправят за решетку, а она останется одна с двумя детьми и кредитом.

Отходы обходятся дешевле

Для сравнения, в Ржавецком сельском поселении Прохоровского района Белгородской области в том же октябре прошлого года сотрудники регионального экоохотнадзора обнаружили, что одна из организаций во время ремонта лагун для хранения отходов животноводства сбросила эти отходы на неподготовленную площадку. В итоге было загрязнено около 1 га земли. За это организацию оштрафовали на 250 тысяч рублей, признав руководство виновным в нарушении ч. 1 ст. 8.2.3 КоАП — несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

В Белгороде сотни жителей микрорайона Спутник несколько лет жалуются на вонь от фекального озера возле улицы Есенина. Виновной в сборе жидких канализационных отходов из многоэтажных домов на открытую почву признали ООО «ДРЭП ДСК». Но ни прокуратура, ни экоохотнадзор не смогли заставить компанию прекратить незаконное загрязнение среды. Организацию несколько раз привлекали к административной ответственности и штрафовали. Но всего на 840 тысяч рублей, а не на миллионы. Сейчас, после массовых жалоб местных жителей — в том числе президенту — экоохотнадзор обязал компанию устранить нарушения. Однако до сих пор этого не произошло.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.