Дмитрий Киселев — пожалуй, самый известный пропагандист в России. То он хочет превратить Америку в радиоактивный пепел, то сравнивает Путина со Сталиным — в положительном ключе, разумеется. Такая риторика сейчас хорошо оплачивается, но мало кто представляет, насколько хорошо. Сегодня я расскажу, сколько денег потратил Киселев на свою дачу в Коктебеле и 200-метровую квартиру в самом центре Москвы. Кстати, о скандале, связанном с дачей Киселева, мы уже рассказывали.
Недавно Киселев в эфире «России 1» говорил о либертарианцах — конечно, только потому, что новый президент Украины Владимир Зеленский выбрал либертарианство своей идеологией.
Вот ужас, правда, защита частной собственности? Казалось бы, этот принцип как раз должен быть близок телеведущему, который очень не любит говорить о своей недвижимости, нажитой пропагандистским трудом. В 2006 году он рассказал украинскому изданию «Факты», что ему пришлось даже заложить дом в Москве и взять кредит на 10 лет, чтобы построить дачу в Коктебеле. Судя по всему, с того момента Киселев стал жить гораздо богаче, и смог не только достроить дачу, но и купить еще одну квартиру — вот здесь.
О том, что у Дмитрия Киселева есть квартира на Цветном бульваре, стало известно еще в 2016 году, когда хакеры из «Анонимного интернационала» взломали его почту. Тогда в переписке телеведущего проскочила информация, что он купил квартиру площадью 204 кв. м на Цветном бульваре, которая, согласно платежке, оценивается в $4,6 млн. «Фонд борьбы с коррупцией» подтвердил, что такая квартира действительно есть, и с 2014 года ей владеет Киселев — по курсу на момент покупки он заплатил за нее 162 миллиона рублей. Да и сам Киселев не отрицает, что владеет квартирой в элитной «стекляшке».
По адресу Цветной бульвар, дом 2 находится один из самых дорогих элитных жилых комплексов Москвы — «Легенды Цветного». Цены на квартиры в нем — около миллиона рублей за квадратный метр. А прославился он тем, что в этом жилом комплексе есть квартира у модели Наоми Кэмпбелл, и она же снималась в его рекламе. А в конце 2018 года корреспондент «Медузы» Иван Голунов выяснил, что в этом доме семья вице-мэра Петра Бирюкова купила квартир на 1,5 миллиарда рублей.
Так вот, в этом доме живет и Дмитрий Киселев. А теперь давайте поближе посмотрим на его квартиру. Вот как она выглядит. Мы насчитали в ней 13 комнат, а вы? Смотрите: 3 детских, 2 спальни, 2 кабинета, гостиная и библиотека, кухня, гардеробная, постирочная и комната для домработниц. И это еще не считая прихожей и санузлов.
Нужно понимать, что 162 миллиона рублей Киселев заплатил, можно сказать, за голые стены — после покупки квартиры в ней провели масштабный ремонт. В нашем распоряжении есть протоколы производственных совещаний по этим работам. В них мы видим, что в квартире провели полную звуко- и гидроизоляцию, а стены обшили гипсокартоном — так, чтобы все коммуникации проходили за ними, и никаких труб или проводов не было видно. Дополнительную звукоизоляцию провели в комнате, где потом установили компьютеризированный рояль, позволяющий слушать «живое» исполнение, идущее в прямом эфире в любой точке мира.
Забавно, что изначально металлическая дверь в квартиру должна была подниматься — как в бункере или подземелье у Бэтмена, но позже все-таки решили сделать так, чтобы она открывалась как у людей — наружу.
Кроме обычного ремонта (хоть и по высшему разряду) в его квартире есть по-настоящему поразительные вещи. Например, водопад на кухне, булькающий звук которого не устроил Заказчика — мы можем только догадываться, как он выглядит.
А еще — несколько аквариумов, вмонтированных в стены, и, конечно, незаменимый в московских условиях камин. И всё это делалось на заказ, как и вся мебель в квартире.
А различной техники там столько, что подрядчикам пришлось запрашивать специальное разрешение у управляющей компании, чтобы на квартиру выделили в несколько раз больше электричества, чем положено по норме.
Что самое интересное, заказчиком ремонта является не сам Киселев и даже не его жена, а некий Пименов Андрей Анатольевич. Кто это? Мы не знаем. Я не нашла никакой информации об этом человеке, хотя документы подтверждают, что речь идет именно о квартире Дмитрия Киселева.
В общем, можно только догадываться, сколько отдал за весь этот ремонт Киселев. По нашим прикидкам, точно около половины стоимости самой квартиры. То есть роскошная квартира в «Легендах Цветного» обошлась ведущему дороже 200 миллионов рублей.
Но и это еще не всё. Вот та самая вилла Киселева в Коктебеле, о которой у ведущего в интервью спрашивал Юрий Дудь.
Напомню, нанятый для строительства инженер Владимир Мазурин написал об этой вилле заметку в крымскую газету «Город24». Точнее о том, что она стоит на опасном склоне, и дальнейшая стройка может привести к оползням, которые погребут под собой стоящие ниже дома. Киселев в тексте ни разу не упоминался — но все всё равно поняли, чей это дом: он единственный стоит прямо на обрыве. По словам Мазурина, затем тираж газеты изъяли, а главного редактора газеты уволили. Что там произошло на самом деле, до сих пор неясно, однако главным редактором Елена Войтова в «Городе 24» больше не значится.
В начале этого года Владимир Мазурин выиграл у Киселева суд — мы уже рассказывали об этой истории. Если вкратце, то Киселев еще и попросил строителей поработать «в долг», Мазурин выплатил им зарплату из своих денег, а Киселев этот долг отказался отдавать. В январе Королёвский суд Московской области обязал телеведущего выплатить инженеру 2,5 миллиона рублей.
Киселев рассказывает, что за четыре сотки земли на обрыве он в 2002 году отдал 10 тысяч долларов. Однако в кадастре мы видим: участок 28 соток стоимостью 5 миллионов 300 тысяч рублей. Возможно, конечно, что землю он докупил позже, когда решил превратить скромный, по его словам, дом в роскошную виллу.
А вот выписка из ЕГРН: на дом площадью в 143 кв метра по тому же адресу. Однако, по словам инженера Владимира Мазурина, площадь дома давно выросла в несколько раз.
Интересное название на стене — вроде бы французское. Но не совсем. Дословный перевод — “Петух, ты красивая”. Слово cock — петух — английское (во французском языке такого вообще нет). А belle — это форма, наоборот, французского прилагательного “красивый” женского рода. И грамматика хромает: t’es должно быть написано без t на конце. Кажется, тому, кто придумывал это название, стоило бы подучить языки.
По словам Мазурина, до 2016 года вилла состояла только из одного яруса, который сейчас выглядит как второй этаж. В 2015-2016 годах Киселев провел там масштабный ремонт, о котором и рассказывал Мазурин в своем тексте.
В 2015 году Дмитрий Киселев решил пристроить к своей вилле террасу. Вот как проходила стройка:
«Были пробурены несколько сот метров инъекционных скважин, в которые под высоким давлением начали закачивать в грунт цементный раствор. Результат превзошел все ожидания. В самых неожиданных местах склона начали бить “фонтаны” жидкого цемента. В итоге все русла подземных ручьев, по которым раньше осуществлялось обводнение склона, оказались “запломбированы”». — Владимир Мазурин, «Чародеи оползневого склона».
Все это пришлось проделать, чтобы конструкция не сползла по склону вместе со стоящими ниже домами.
В нашем распоряжении есть финансовый отчет по работам с сентября 2015 до июля 2016 года — в нем указаны все суммы, которые Киселев переводил Мазурину для передачи подрядчикам. Все документы с суммами из этой таблицы инженер представил в суде, и никаких опровержений их подлинности не последовало. В общей сложности за ремонт дома и пристройку террасы через Мазурина передали больше 50 миллионов рублей, а еще около 40 миллионов Киселев заплатил лично со своих счетов: за материалы, мебель и оборудование. Выходит — около 90 миллионов. За эти деньги можно было купить трехкомнатную квартиру в пяти минутах ходьбы от Кремля — или десять трёшек в Новой Москве.
В интервью Юрию Дудю Киселев рассказал, что общая площадь дома была 120 метров, а затем к нему пристроили еще 90 — и всё это «из самых дешевых сэндвич-панелей». Давайте посмотрим на проект еще раз. Выходит, участок у Киселева не четыре сотки, а все 28. И 15 из них занимают собственные террасный сад и парк, которых здесь не видно. И еще тут не показаны винный погреб на пять тысяч бутылок, эллинг с моторной яхтой и собственным пирсом, цвето-музыкальный фонтан с компьютерным программированием высоты и пульсации струй и собственная дизель-генераторная станция на 70 КВт электроэнергии. А вы как думаете, какова реальная площадь этого дома?
Как Киселев заработал на всё это? Он отвечает просто — накопил и взял кредит.
«Я всегда хорошо зарабатывал. У меня всегда была хорошая машина, даже в начале 90-х. У нас сейчас практически нет накоплений. Все, что было, мы вложили в это жилье. Так что часть денег у нас была, а часть я взял в кредит, и мы купили эту квартиру, 200 квадратных метров», — рассказал телеведущий, когда Дудь спросил его о 200-метровой квартире на Цветном.
Но откуда еще 90 миллионов на такой дом в Коктебеле? Мы не знаем. Свою зарплату Киселев не раскрывает, а на вопросы о деньгах предпочитает вообще не отвечать. Остается только догадываться.