Кремлевские политтехнологи разработали меры по “стабилизации ситуации в Белоруссии”. Об этом Центру «Досье» рассказал источники, близкие к Кремлю.
Как сообщили «МБХ медиа» в Центре “Досье”, в администрации президента готовятся к двум вариантам развития событий. “Мирный” предполагает переговоры с участием Лукашенко, православных иерархов, “Песняров” и оппозиции о подготовке к референдуму по изменениям Конституции. Силовой допускает военный переворот и домашний арест для Лукашенко.
“Мирный” вариант
По мнению кремлевских политтехнологов, белорусы устали от Лукашенко. Поэтому рядом с ним должны появиться новые влиятельные фигуры, которые смогли бы продвигать пророссийскую политику. С точки зрения Кремля, важно, чтобы такие фигуры не были замешаны в фальсификациях на выборах и в подавлении протестов.
Главной кандидатурой называется митрополит Павел. По словам источника “Досье”, в разработках кремлевских политтехнологов говорится о том, что в Белоруссии роль церкви значительнее, чем в России, и что если оппозиция будет критиковать митрополита, то простые белорусы в ней разочаруются.
Пророссийскую силу, по мысли кремлевских политтехнологов, должен олицетворять какой-нибудь деятель культуры, например Ярослав Евдокимов (певец, народный артист Белорусской ССР и заслуженный артист Российской Федерации) или кто-то из группы «Песняры».
Такая фигура, по мысли политтехнологов, дополняла бы сторону Лукашенко при вероятных переговорах с оппозицией и создавала бы численный перевес для прокремлевских сил. Кроме того, от Лукашенко в переговорах в качестве их «гаранта» должен участвовать представитель белорусских силовиков, как выразился источник, «что-то типа Пиночета».
По словам источника “Досье”, в АП считают, что если оппозиция откажется от участия в таких переговорах, это даст почву для обвинений в ее неспособности к диалогу.
На переговорах предлагается обсуждать конституционную реформу: в частности, анонсировать подготовку референдума по изменению Конституции и созыв Конституционного совещания. Референдум планируется провести в декабре, а выборы президента по новой Конституции — в январе-марте 2021 года, — утверждает источник «Досье».
Смысл, по словам источника, в том, чтобы у России хватило времени провести агитацию за «своего», пророссийского кандидата, а у США не было возможности влиять на переходный процесс из-за выборов президента.
На этот период предлагается ограничить пребывание в Белоруссии иностранцев и высылать за рубеж наиболее ярких политических активистов.
Силовой вариант
В Кремле разрабатывают и жесткий вариант развития событий. Он, как сообщает источник Центра “Досье”, подразумевает организацию военного переворота, при котором самого Лукашенко отправят под домашний арест, а оставшихся в Белоруссии несогласных жестоко накажут.
По словам источника, в Кремле рассматривается вариант сделать лицом такой “хунты” госсекретаря Совета безопасности РБ Андрея Равкова. До недавнего времени (с ноября 2014 года по январь 2020 года) Равков был министром обороны Республики Беларусь, известен своей борьбой за ужесточение правил призыва на военную службу). Кандидат, с точки зрения Кремля, вполне достойный: незадолго до выборов Андрей Равков заявил, что начиная с 1994 года «ни одна значимая избирательная кампания в Беларуси не обходилась без внешнего вмешательства» и что страна «за время своей независимости пережила шесть попыток “цветных революций”».
При таком варианте развития событий, по мнению кремлевских политтехнологов, новые выборы должны быть отложены, нужно будет потребовать подписания меморандума о невмешательстве в дела Белоруссии соседних государств и принять меморандум о запрете забастовок (его в Кремле называют «меморандумом об экономической безопасности Белоруссии»), который обяжут подписать всех бизнесменов и руководителей предприятий.
Политтехнологи также планируют скомпрометировать символику протеста, связав бело-красно-белый флаг с нацизмом. Кроме того, предлагается искусственно создать белорусскую националистическую структуру радикального характера. Она, по идее кремлевских политтехнологов, могла бы стать чем-то вроде «белорусского “Правого сектора”», дискредитирующего своей «оголтелостью» антироссийский протест.