Сотрудники ГРУ из войсковой части 29155 Александр Мишкин и Анатолий Чепига устроили взрыв на складе в чешском Врбетице, поскольку предполагали, что там может храниться оружие, предназначенное для Украины. Об этом в совместном расследовании сообщают Bellingcat и The Insider.
Согласно данным расследования, болгарская компания EMCO, принадлежащая торговцу оружием Емельяну Гебреву, в 2014 и 2015 годах «сыграла решающую роль в повышении обороноспособности Украины во время российского вторжения». При этом в период взрывов Гебрев не собирался перемещать оружие на территорию Украины, пишут расследователи — хотя EMCO поставляла оружие Украине, чешский склад не был в этом задействован, «но в ГРУ, видимо, об этом не знали».
3 октября 2014 года гендиректор (компании-оператора чешского склада) Imex Петр Бернатик написал Гебреву письмо, где сообщил, что EMCO еще не забрала боеприпасы, которые компания закупила у чешского торговца оружием, и потребовал уплаты просроченных платежей за хранение.
В ответном письме, которое приводит The Insider, Гебрев отказался продавать боеприпасы, заявив также, что не планирует перевозить товар в Болгарию, и предложил передать его другому чешскому оператору, если Imex не захочет дальше его хранить.
После взрыва, добавляют журналисты, сотрудники ГРУ возобновили операцию против болгарского бизнесмена, попытавшись убить его вместе с заместителем. В две группы офицеров ГРУ входили Денис Сергеев, Егор Гордиенко, Сергей Лютенков, Николай Ежов и Иван Терентьев. Как выяснили журналисты, сотрудники ГРУ несколько раз останавливались в отеле рядом с офисом EMCO, снимая также номер с видом на офис.
Болгарский оружейник Емельян Гербев, его сын и директор его компании «ЕМКО» были госпитализированы в апреле 2015 года. У них диагностировали «острую интоксикацию фосфорорганическими соединениями», характерную для веществ класса «Новичок». Летом 2016 года расследование отравления было прекращено, поскольку следствию не удалось найти причастных к покушению, однако его возобновили в октябре 2018 года после письма Гебреба генпрокурору. В письме Гебрев провел параллели своего отравления с делом Скрипалей. Сам Гебрев связал покушение с тем, что его компания занималась поставками оружия Украине.