in

Правозащитники нашли искажения в докладе России перед ООН о зимних протестах

Задержание неподалеку от СИЗО «Матросская тишина» во время акции 31 января
Задержание неподалеку от СИЗО «Матросская тишина» во время акции 31 января. Фото: Юрий Белят / «МБХ медиа»

Правозащитники опровергли ряд утверждений российских властей, которые содержались в докладе о зимних протестах, направленном в ООН, сообщает «Коммерсантъ».

Как пишет издание, после зимних протестов Московская Хельсинкская группа, ПЦ «Мемориал» и «ОВД-Инфо» сообщили в Управление верховного комиссара ООН по правам человека о «массовых нарушениях прав протестующих». После этого ООН попросила правительство России объяснить, как оно защищает право граждан на свободу собраний (в том числе во время эпидемии COVID-19) и соблюдает право оппозиции на выражение мнения. В конце апреля постоянное представительство РФ при ООН направило ответ, а юристы «ОВД-Инфо» подготовили для верховного комиссара разбор этого отчета.

В частности, российские власти заявили ООН, что оппозиционеры якобы и не пытались согласовать митинги, что не соответствует действительности – к докладу они приложили копии отказов мэрии Москвы. Кроме того, они добавили, что протесты 2 февраля «стали спонтанной реакцией» на приговор Алексею Навальному, вынесенный в тот же день. Согласно международным нормам, они не требовали согласования.

Также в отчете власти сообщили, что в российском УК есть ст. 149, которая наказывает за незаконное воспрепятствование митингам. «Но по данным Судебного департамента при Верховном Суде, данная статья не применялась ни разу», — сказано в докладе «ОВД-Инфо». Рекордные же задержания власти объясняли нарушением «митинговых» статей КоАП. При этом юристы отмечают, что суды не обращали внимания на отсутствие негативных последствий от действий протестующих — аресты и штрафы назначались по принципу «наказание за сам факт участия в собрании». Кроме того, российские власти в отчете для ООН занизили количество обвиняемых в применении насилия к полицейским (ст. 318 УК РФ): указали 12 вместо 24 человек.

По итогу правозащитники предлагают верховному комиссару ООН «сделать неблагоприятные для правительства РФ выводы», так как ответ России не был точным и полным, а в ряде случаев мог ввести международное сообщество в заблуждение.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.