Мать инвалида Радика Бапинаева, которого милиционеры застрелили в Нальчике в 2007 году, выиграла дело в ЕСПЧ. Она обратилась в суд после того, как не смогла добиться в России права на выдачу тела сына после убийства. Об этом «МБХ медиа» сообщила пресс-секретарь «Правовой инициативы» Ксения Бабич.
ЕСПЧ признал нарушения в деле статей 8 (право на невмешательство властей в личную и семейную жизнь) и 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Конвенции.
При этом суд посчитал, что признание нарушения представляет достаточную справедливую компенсацию для заявительницы. ЕСПЧ не счел важным назначать компенсации матери Бапинаева несмотря на то, что восстановить нарушенное право просто невозможно даже в теории, учитывая кремацию тела, сообщила Бабич.
Бапинаев был убит сотрудниками милиции 27 марта 2007 года на Красноармейской улице Нальчика после того, как отказался показывать документы остановившим его милиционерам. Согласно показаниям милиции, Радик открыл огонь из пистолета по ним и позднее пытался подорвать себя на гранате, после чего был застрелен.
Мужчина был инвалидом из-за родовой травмы: он страдал частыми приступами эпилепсии, имел 1 группу инвалидности, его здоровье требовало постоянной медицинской помощи.
Согласно документам вскрытия Бапинаева, его смерть наступила в результате многочисленных огнестрельных ранений: в грудь, спину и живот.
Тело убитого не было передано родным, мать мужчины не знает, когда, где и кем был он был похоронен и был ли похоронен вообще.
2 мая 2007 года в отношении Бапинаева было прекращено уголовное дело из-за его смерти. После того как женщина узнала о смерти своего сына, она писала и лично посещала различные инстанции с целью вернуть тело для того, чтобы похоронить его согласно исламским традициям. Все судебные инстанции в России отказали ей в этом праве.
“Как не парадоксально, но государство-ответчик (Россия) признает важность и сакральный характер человеческой потребности в посмертном прощании с умершими родственниками в соответствии с религиозными и культурными традициями народов России, скорее всего даже в большей степени, чем Суд (ЕСПЧ)», — считает адвокат проекта “Правовая инициатива” Рустам Мацев.
По его мнению, когда государство лишает возможности похоронить убитого родственника, оно таким образом дополнительно «наказывает» в первую очередь его родных и близких, поскольку понимает культурно-религиозный контекст и менталитет народов своей страны в отличии от ЕСПЧ.
ЕСПЧ при этом не считает, что невозможность проститься с покойным родственником (в том числе в соответствии с религиозными традициями) является формой «страдания», пояснил Мацев. «Я задаюсь вопросом, насколько может быть здоровым общество, в котором есть возможность надругательства над усопшим и намеренное причинение страданий родственникам своего «врага» — невиновного гражданина своей же страны» — прокомментировал адвокат.