Три оппозиционных депутата из разных регионов Санкт-Петербурга направили директору ФСБ Александру Бортникову заявление, в котором потребовали проверить данные расследования The Insider, Bellingcat, СNN и Der Spiegel при участии ФБК о причастности сотрудников ФСБ к отравлению политика Алексея Навального. Об этом в своем фейсбуке написал депутат Борис Вишневский.
Помимо него заявление подписали Максим Резник и Михаил Амосов. По информации депутатов, такие же обращения направят их коллеги в Москве, Пскове, Карелии и в других регионах. «Мы опираемся на пункт 2 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса, которая обязывает проверять сообщения о преступлении, распространенные в СМИ», — заявил Вишневский.
Он пояснил, что в заявлении речь идет о преступлении, предусмотренном статьей 277 УК — «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля». «На наш взгляд, попытка убийства Алексея Навального при помощи боевого отравляющего вещества полностью подпадает под эту диспозицию. Мы требуем провести проверку и по ее результатам рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела», — сказал он.
«Да, мы не очень наивные люди. И понимаем, насколько мизерным является шанс на возбуждение уголовного дела. Тем более, что вскоре после отравления Навального мы уже обращались — и после длительного ожидания получили отписки или отказы. А если в возбуждении дела откажут — ФСБ придется объяснять, почему оно нам отказывает, а отказ мы сможем обжаловать», — пояснил депутат.
The Insider, Bellingcat, CNN и Der Spiegel провели совместное расследование и установили имена и звания сотрудников ФСБ, отравивших Алексея Навального. Журналисты выяснили, что отравление в Томске было второй попыткой, за два месяца до которой те же люди совершили покушение на оппозиционера в Калининграде.
Как сообщают авторы расследования, ключевую роль в покушении играло специальное подразделение Института криминалистики ФСБ. С помощью телефонных биллингов и данных о поездках выяснилось, что операция по отравлению Навального была проведена группой из как минимум восьми оперативников ФСБ, состоящих в секретном подразделении ведомства, действовавшего под прикрытием Института криминалистики ФСБ (НИИ-2 ФСБ).