В Эрмитаже на выставке «Фаберже — ювелир Императорского двора» продемонстрировали поддельные экспонаты. Как выяснила «Русская служба Би-би-си», они принадлежат коллекционеру Александру Иванову, связанному с «массажистом Путина» Константином Голощаповым.
Ранее коллекционер Андрей Ружников заявил, что часть работ, выставленных на выставке «Фаберже — ювелир Императорского двора», являются подделками. Аналогичной позиции придерживаются и опрошенные «Русской службой «Би-би-си» эксперты.
Партнерами Эрмитажа по выставке «Фаберже — ювелир Императорского двора» стали «Русский национальный музей» и «Музей христианской культуры». Под первым названием оказалось юрлицо Александра Иванова, под вторым — музей, которому покровительствует Константин Голощапов, выяснила «Би-би-си».
Эксперты сомневаются в подлинности двух экспонатов с выставки — «Курочек» и «Юбилейного свадебного». Заявлено, что они были подарены императору Николаю II в 1904 году. В 2020 году стало известно, что экспонат «Курочки» принадлежал «Музею христианской культуры» Голощапова.
По поводу «Курочек» Иванов заявил, что выставить их как императорское яйцо решила хранитель Фаберже в Эрмитаже Марина Лопато. Сама она умерла в июле прошлого года и публично этот экспонат не комментировала. По поводу «Юбилейного свадебного» он же заявил, что император скрыл его от народа, «чтобы не будоражить умы».
После публичных обвинений в подделке Иванов стал утверждать, что миниатюры заменили при ремонте яйца «Юбилейное свадебное» в 1908 году, сообщает «Би-би-си».
Как отмечает издание, на связь Иванова и Голощапова указывает то, что документы частного музея Фаберже в немецком Баден-Бадене были изначально зарегистрированы на имя Голощапова, однако в итоге проект стал принадлежать Иванову.
Константин Голощапов — основатель Русского афонского общества. Центр управления расследованиями (ЦУР) называл его одним из самых закрытых и влиятельных людей в окружении президента.
Как пишет «Би-би-си», обсуждавшие тему поддельных экспонатов в личных разговорах с директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским эксперты делились впечатлением: возможно, музей — жертва в этой истории, а решение насчет поддельных яиц Фаберже лежит вне полномочий директора. В самом музее отказались от комментариев по поводу подлинности представленных на выставке экспонатов.