Замглавы Минфина Алексей Сазанов уже несколько раз в этом году заявлял о том, что ведомство задумывается о введении «цифрового налога» на территории России, но пока изучает опыт зарубежных стран. Рассказываем, в чем смысл такого обязательного платежа и в каких странах он уже есть.
Смысл цифрового налога заключается в том, чтобы обязать международные IT-компании, такие как Amazon, Google, Facebook, платить процент с выручки от оказания цифровых услуг российским пользователям. По словам замглавы российского Минфина, крупные иностранные IT-компании получают прибыль от оказания услуг в России, которая никак не облагается налогом из-за отсутствия представительств, поэтому министерство будет стремиться «изменить ситуацию».
«Это глобальный тренд, сейчас идут дискуссии на площадке ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) о создании наднационального налога, который распределялся бы потом между различными странами. Но пока в этом направлении нет ощутимого прогресса, поэтому отдельные страны, такие как Италия, Испания, Англия и Франция, самостоятельно вводят цифровой налог на своих территориях. Мы будем изучать мировой опыт», — сказал Сазанов в интервью, опубликованном на сайте KPMG.
Сейчас технологические гиганты — социальные сети, поисковые сервисы, маркетплейсы — работают по всему миру, но в основном платят налог на прибыль, которую генерирует клиентская база из разных стран, по месту регистрации штаб-квартиры, тем самым сокращая выплаты. При этом многие IT-компании специально переносят штаб-квартиры в низконалоговые юрисдикции. Например, европейские офисы Google, Facebook, Microsoft зарегистрированы в Ирландии, где ставка налога на прибыль составляет всего 12,5%.
Проблему несправедливого распределения налогов в IT-секторе ОЭСР отметила еще в 2015 году, а G20 назвало это задачей №1. Как подсчитало американское Национальное бюро экономических исследований, в 2015 году транснациональные компании перевели в низконалоговые юрисдикции около 40% прибыли, или $600 млрд. А по данным Еврокомиссии, Google в странах ЕС платит менее 1% налогов со своей выручки. Только в период с 2013 по 2015 год Google и Amazon недоплатили Евросоюзу налогов на сумму около 5,5 миллиарда евро.
Первой из стран, которая решила ввести цифровой налог, стала Великобритания. С 1 апреля 2020 года налогом по ставке 2% облагается прибыль, которую компания получила от британских пользователей социальных сетей, поисковых служб и интернет-магазинов. Уточняется, что налог будет взиматься, когда компания получает в сумме более 500 млн фунтов стерлингов выручки в год от деятельности по всему миру и больше 25 млн фунтов стерлингов от деятельности на рынке Великобритании. Газета Financial Times писала, что правительство рассчитывает получить до 500 млн фунтов стерлингов с помощью цифрового налога.
В феврале 2020 года правительство Испании одобрило законопроект, который касался налога на прибыль цифровых гигантов, но пока он не был рассмотрен парламентом страны. Предлагается взимать 3% от прибыли компаний, чей годовой оборот составляет более 750 млн евро. Представитель испанского правительства Мария Хесус Монтеро тогда говорила, что этот налог должен принести в бюджет страны почти 1 млрд евро в год.
В 2019 году во Франции был принят законопроект о налогообложении цифровых компаний. Цифровой налог составил 3% от прибыли получаемой на французской территории. Закон затронул компании, чей годовой оборот составляет более 750 млн евро и 25 млн из них должно быть заработано во Франции. Государство уже отправило уведомления о необходимости уплатить налог за 2020 год таким компаниям, как Facebook и Amazon. О случаях уплаты цифрового налога пока не сообщалось.