Оппозиционер Алексей Навальный, отбывающий наказание по делу «Ив Роше», подал в суд на исправительную колонию №2 во Владимирской области, в которой он содержится. По словам политика, ему не дают читать Коран, что препятствует его «улучшению самого себя». Рассказываем о том, из-за чего еще российские заключенные вступали в судебные тяжбы с исправительными учреждениями и чем это заканчивалось.
Невыплата зарплаты
В 2013 году бывший заключенный ярославской исправительной колонии №1 Лев Кузьмичев обвинил учреждение в том, что в течение трех лет заключения ему почти не выплачивали заработную плату. По словам осужденного, все три года он работал электриком и изготовителем этикеток по десять часов в день без выходных и праздников. Получать деньги за свой труд он начал только за шесть месяцев до освобождения, причем зарплата был мизерной — всего 1,5 тыс. рублей в месяц. Кузьмичев самостоятельно высчитал сумму невыплаченной зарплаты и компенсацию морального вреда, и потребовал через суд выплатить ему 160 тыс. рублей. Чем именно закончилось данное разбирательство, неизвестно.
Физические упражнения
В 2019 году в Каменске заключенный подал в суд на исправительную колонию №47. Его несколько раз его отправляли в штрафной изолятор за то, что он отказывался делать утреннюю зарядку. В исковом заявлении он пояснил, что физические упражнения после подъема — это право, а не обязанность осужденного. В связи с этим он потребовал компенсации морального вреда, однако суд с его претензиями не согласился. По мнению судьи, зарядка является частью воспитательной работы, а значит относится к обязательным действиям, которые должны выполнять заключенные. В итоге в компенсации осужденному отказали.
Недобросовестное лечение
В 2020 году заключенный исправительной колонии №16 в Мурманской области Денис Мунин подал в суд на тюремную медсанчасть. По его словам, его должным образом не лечили от гипертонии и гепатита, из-за чего у него значительно ухудшилось здоровье. Суд проверил медкарту Мунина и, убедившись в недобросовестной работе медсанчасти, согласился с его доводами. Ему присудили компенсацию в размере 5 тыс. рублей.
Плохие условия содержания
В 2020 году бывший заключенный подал в суд на исправительную колонию №3 в Оренбургской области. Он потребовал компенсацию морального вреда в размере 2 млн рублей из-за несоблюдения условий содержания осужденных. По его словам, некоторое время он отбывал наказание в двухместной камере, в которой одновременно жили 3-4 человека. Из-за этого некоторым заключенным приходилось спать на полу или на одних нарах. Позднее суд установил, что в течение 11 суток истец действительно содержался в одной камере еще с тремя заключенными. Кроме того, из-за недостатка мебели им приходилось не только спать, но и есть на полу. Суд постановил выплатить истцу 5,5 тыс. рублей.
Отсутствие горячей воды
В марте 2021 года прошло судебное заседание по жалобе приговоренного к пожизненному заключению Николая Чигиринских. Он подал иск к колонии №6 по Хабаровскому краю из-за того, что в его камере не было горячей воды, а сотрудники колонии никак на его просьбу устранить проблему не реагировали. Чигиринских запросил компенсацию в размере 100 тыс. рублей, однако суд удовлетворил его требование только частично и постановил выплатить заключенному 30 тыс. рублей.