in

«Единороссы решили попиариться». Как смертельное ДТП с участием 18-летней москвички разделило общество на два лагеря

Цветы в память о погибших детях на месте ДТП на пешеходном переходе в столичном районе Солнцево
Цветы в память о погибших детях на месте ДТП в Солнцево. Фото: Агентство «Москва»

После того, как 16 июля в Москве 18-летняя Валерия Башкирова сбила троих детей, двое из которых впоследствии скончались, суд успел переквалифицировать обвинение и меру пресечения девушке, а сама она – признать вину. Дело чем-то напоминает  трагедию, которая произошла в 2020 году по вине актера Михаила Ефремова: в обществе нашлись как ярые обвинители, так и защитники Башкировой. 

Причины трагедии

Днем 16 июля, на улице Авиаторов в Москве, автомобиль марки Mazda сбил троих детей на нерегулируемом пешеходном переходе, которые переходили его вместе с мамой и бабушкой (те шли позади и физически не пострадали). На видеозаписи ДТП видно, как черный автомобиль на высокой скорости проезжает через пешеходный переход и сбивает несколько человек. Сбитым детям было по девять месяцев, три года и пять лет – их госпитализировали сразу же после автокатастрофы. Пятилетний ребенок скончался через несколько часов, трехлетний – умер на следующий день в больнице. Девятимесячный ребенок, находившийся в коляске, остался жив, однако получил сотрясение головного мозга и черепно-мозговую травму. 

За рулем автомобиля находилась 18-летняя москвичка Валерия Башкирова. Скрываться она не стала: после того, как случилась авария, она вышла из автомобиля и подошла к сбитым. Изначально прокуратура Москвы возбудила против нее дело по части 3 статьи 264 Уголовного кодекса (УК): нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека. Статья предусматривает до пяти лет лишения свободы. В тот же день, когда произошло ДТП, Башкирову отправили под домашний арест до 15 сентября. Однако после того, как в больнице скончался второй ребенок, обвинение переквалифицировали на более тяжкую статью, предусматривающую наказание до 7 лет тюрьмы – часть 5 статьи 264 УК: нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Тогда же Башкирову из под домашнего ареста перевели в СИЗО.  

Валерия Башкирова
Валерия Башкирова в суде. Фото: пресс-служба Тверского районного суда / Агентство «Москва»

Как сообщает ТАСС, девушка свою вину признала. «Московский комсомолец» со ссылкой на слова самой Башкировой писал, что на момент аварии она якобы смотрела в телефон. Отец москвички, в свою очередь, исключил версию о том, что его дочь могла отвлечься на мобильник: в интервью «Москве 24» он рассказал, что еще до трагедии запретил ей отвечать на звонки во время езды, а причиной аварии, по его словам, стала неопытность девушки, которая водит машину меньше года, а также слепящее солнце. Впрочем, как передает ТАСС, родственники Башкировой не планируют избегать выплат компенсаций: по данным агентства, семья девушки хочет помогать потерпевшим, в том числе и материально. 

«Сделаем все, чтобы не “отделалась”»

Как и в случае с трагедией, которая произошла в июне 2020 года по вине актера Михаила Ефремова, когда он в состоянии алкогольного опьянения врезался в фургон, в результате чего скончался водитель машины, общественное мнение поляризовалось (тем не менее, бывший адвокат Ефремова отрицает, что дела Ефремова и Башкировой похожи). Сразу после того, как произошло ДТП, на сайте Change.org появилась петиция с призывом перевести Башкирову из-под домашнего ареста в СИЗО – впоследствии это решение было принято прокуратурой. 

«Этот «человек» — детоубийца! Она убила маленького, невиновного человечка и теперь будет сидеть в квартире под кондиционером, делать маникюр и сидеть в социальных сетях, хотя ее место — в тюрьме!», – гласило описание петиции, которую подписали 1436 человек (после чего организаторы приостановили сбор подписей, так как девушку перевели в СИЗО). 

Впрочем, обвинители девушки нашлись не только в рядах обычных пользователей интернета: позднее к обсуждению трагедии подключился депутат Госдумы Александр Хинштейн, который также настаивал на переводе девушки в следственный изолятор. 

«Сделаем все, чтобы не “отделалась”. Уже завтра буду обращаться в прокуратуру, чтобы решение суда о домашнем аресте обвиняемой, было обжаловано», – написал депутат в Twitter 18 июля (в тот же день полиция приняла решение отправить девушку в СИЗО). 

Тем не менее, нашлись и те, кто выступил в защиту Башкировой.  Например, политический деятель и блогер Максим Кац. Причиной аварии, считает он, стало строительство по всей России опасных пешеходных переходов, которым и является переход на улице Авиаторов. По его мнению, на переходе должен был быть хотя бы светофор. 

Цветы в память о погибших детях на месте ДТП на пешеходном переходе в столичном районе Солнцево
Цветы в память о детях, погибших в ДТП, на фоне установленного после аварии лежачего полицейского. Фото: Агентство «Москва»

«Единороссы решили попиариться на гибели детей и требуют крови 18-летней девушки, которая совершила по неосторожности страшное ДТП. При этом, реальную работу по повышению безопасности на дорогах единороссы саботируют», – написал Кац. 

Такого же мнения придерживается и блогер-урбанист Илья Варламов, который спрашивает, почему на этом месте был нерегулируемый пешеходный переход. 

«Почему нерегулируемый переход через 2 полосы? Почему нет никаких средств успокоения трафика, даже лежачего полицейского? Почему переход не приподнят и не освещен?», – написал он. 

С ним согласен координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, который назвал такую ситуацию «абсолютно типичной» из-за проблем с организацией движения, и сказал, что таких ДТП ежегодно происходит сотни, а решить проблему могли бы светофоры и «лежачий полицейский» перед переходом (как отмечает «Коммерсант», он появился на месте трагедии на следующий день после ДТП).  

Тем временем в соцсетях кто-то желает Башкировой смерти, другие, напротив, считают, что вина в случившейся трагедии лежит не только на девушке. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.