РБК опубликовал большое интервью с мэром Москвы Сергеем Собяниным. Мэр Москвы рассказал журналистам, почему город откажется от генплана, во сколько столице обошлась пандемия и что городское правительство намерено делать дальше. Главное из этого разговора — в материале «МБХ медиа».
Пандемия
По словам Сергея Собянина, пандемия коронавирусной инфекции стоила Москве более 600 млрд рублей. Он пояснил, что только на борьбу с вирусом, а именно на лечение, социальную поддержку и помощь бизнесу, ушло около 350 млрд рублей, а еще 200-250 млрд рублей доходов город просто недополучил.
Мэр также рассказал, что на фоне пандемии среди населения Москвы заметно выросли «негативные настроения». Одна группа граждан города уверена, что власти вводят недостаточно жесткие ограничения для борьбы с вирусом, а другая, напротив, считает, что московское правительство действует слишком жестко.
«Что бы ты ни сделал, ты всегда будешь не прав. А твоя задача — найти компромисс между этими крайностями. Даже не компромисс, потому что компромисс — это всегда какие-то уступки. Мы должны найти оптимальное решение, чтобы, с одной стороны, защитить здоровье и жизни людей. А с другой стороны, спасти экономику и психологическое самочувствие тех же самых граждан», — пояснил он.
В целом, по мнению Собянина, Москва хорошо справилась со всеми трудностями, возникшими из-за пандемии. И произошло это, в том числе, благодаря тому, что у столицы были изначально хорошо налажены системы капитального ремонта, которые занимались перепрофилированием больниц, а также строительного и экономического комплексов.
Бизнес
Собянин рассказал, что сейчас Москва продолжает проводить мероприятия по поддержке бизнеса, хотя за время пандемии на эти цели были потрачены 100 млрд рублей. Они пошли на прямые выплаты и отсрочки арендных платежей. Кроме того, власти продолжают вводить новые меры поддержки, Например, сейчас правительство столицы объявило для ресторанов гранты на санитарные меры и оплату коммунальных услуг (их выдают, в том числе, за соблюдение требований о вакцинации сотрудников и использование QR-кодов во время введенных в июле ограничений), а также продлило льготную программу кредитования.
При этом мэр пояснил, что главное — не просто раздать деньги бизнесу в тяжелой ситуации, а дать предприятиям возможность работать. Именно поэтому власти так быстро отменили QR-коды, по которым только привитые от коронавирусной инфекции люди могли посещать рестораны и кафе.
«Я думаю, если не вводить больше никаких ограничений, по итогам года общепит выйдет на уровень 2019 года», — сказал он.
Глава города также отметил, что огромной проблемой для бизнеса стало сокращение трудовых ресурсов из-за пандемии. Например, летом 2020 года на два месяца практически прекратилось строительные работы и работы по благоустройству города. Компаниям, занятым в этой сфере, пришлось уволить многих людей, и они просто уехали из столицы. Это, в свою очередь, привело к увеличению стоимости рабочей силы.
«Когда заработная плата растет без увеличения производительности труда и выпуска конечного продукта, любой экономист скажет, к чему это приводит. Поэтому мы и видим усиление инфляции. Дальше ЦБ начинает ее притормаживать ростом ставок. В итоге всем становится хуже», — объяснил он.
Развитие города
«Мы изначально определили для себя ключевые проекты развития города и, несмотря ни на какие кризисы, от них не отступаемся», — заявил мэр.
В первую очередь власти намерены заниматься развитием транспортной системы, здравоохранения, образования, спорта, культуры и общественных пространств. Также администрация намерена продолжить благоустройство города и обеспечить социальную поддержку для тех групп москвичей, которые особенно нуждаются в помощи, например, пенсионерам.
Кроме того, город взял у Минфина инфраструктурный кредит в размере 81 млрд рублей. Эти деньги пойдут на реконструкцию пригородного сообщения и строительство МЦД, а также создание федеральных объектов, например — технологического кластера МГТУ им. Баумана, Инновационного кластера МГУ, Центра управления полетами «Роскосмоса» и так далее.
Кроме того, московская администрация намерена отказаться от работ по Генплану. Собянин пояснил, что подобный план развития Москвы (первый был принят в 1928 году и затем неоднократно менялся — «МБХ медиа») является советским пережитком; в крупнейших мировых городах такого понятия вообще нет. Плюс, в таких масштабах, каких того требует Москва, составить и поддерживать его практически невозможно — это потребовало бы разделения всего города на зоны и планирования работ на 20 лет вперед.
«В реальной жизни все очень динамично. <….> Лучше видеть стратегию, разработать мастер-план (документ, в котором определяется наиболее предпочтительный вариант развития территории и формируется концепция их развития — «МБХ медиа»). Он, действительно, необходим. И нужно над ним работать. Но, опять же, это не документ, а процесс. Процесс обсуждения, осмысления, куда мы двигаемся. Поэтому, честно говоря, мне не хочется никакой новый Генплан разрабатывать. По плану эти работы ведутся, но не более того», — объяснил он.